Скрипты интернет магазинов / Скачать бесплатно сунцова изучаем пространство с нейропсихологом

Текст книги "Внимание! Внимание! Развиваем внимание"

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

Скачать бесплатно сунцова изучаем пространство с нейропсихологом I

Автор книги: Анастасия Сунцова

Жанр: Воспитание детей, Дом и Семья

Текущая страница: 2 (всего у книги 4 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

При чем здесь нейропсихология?

Нейропсихология – область психологии, тесно связанная в мировой науке и практике с именем одного из выдающихся отечественных психологов – А. Р. Лурия. Она изучает мозговую организацию психических функций; проще говоря, исследует, какие зоны мозга работают, когда, например, человек решает арифметическую задачу, запоминает, читает книгу, пишет письмо и т. п.

А. Р. Лурия ввел понятие о трех функциональных блоках мозга. Если рассматривать внимание с этой точки зрения, то этот процесс обеспечивается структурами всех трех блоков.

Первый блок мозга (энергетический) обеспечивает поддержание коры головного мозга в тонусе, в рабочем состоянии, так как для осуществления любого процесса, в первую очередь, необходима энергия. Вспомните, легко ли быть внимательным в конце рабочего дня, после болезни, долгой кропотливой работы? Когда энергетический фактор ослаблен, это, в первую очередь, отразится на процессе внимания.

Структуры второго блока мозга (информационного) осуществляют непосредственно работу с самой информацией, которую нужно увидеть, услышать или воспринять каким-то другим способом.

Третий блок мозга (блок контроля и регуляции) обеспечивает контроль за четким и правильным протеканием любой деятельности, которая не должна протекать хаотично, необходимы строгий порядок и последовательность.

Чтобы более образно представить работу всех трех блоков, можно сравнить мозг с компьютером.

Первый бок, как блок питания, обеспечивает бесперебойную подачу электроэнергии.

Второй блок – это, по сути, все те операционные системы и программы, которые получают, обрабатывают и сохраняют всю поступающую информацию.

Третий блок обеспечивает контроль над протеканием всех процессов, проверяет, планирует, структурирует. Если есть неполадки хотя бы в одном компоненте, страдает вся система.

При дефицитарной работе хотя бы одного из блоков страдает процесс внимания в целом, и в результате ребенок отвлекается, не может сосредоточиться, делает "глупые" ошибки и т. д.

Нейропсихология может помочь в определении точных причин возникших трудностей.

Какими же бывают нарушения внимания?

Можно выделить три основных фактора, которые ведут за собой трудности, связанные с нарушением внимания.

При несформированности структур первого блока мозга страдает энергетический фактор, что выражается в повышенной утомляемости и отвлекаемости ребенка. Внимание ребенка неустойчивое, сопровождается частыми отвлечениями, ребенок не может долго концентрировать внимание на определенной деятельности, быстро устает. Ребенок не реагирует на просьбу взрослого быть внимательным, так как его нервная система находится в состоянии дефицита и никакие речевые указания извне не помогут этот дефицит преодолеть.

Если вернуться к нашему сравнению мозга с компьютером, то в этом случае страдает "блок питания", подающий электроэнергию ко всем системам и компонентам. Бесполезно усовершенствовать программы, пытаясь улучшить работу компьютера, если у вас в доме перебои с доставкой электроэнергии.

Причинами недостаточной сформированности первого блока мозга могут служить различные патологии беременности и родов, заболевания и травмы, перенесенные ребенком в первый год жизни. О рекомендациях по увеличению и стабилизации уровня энергетики вы можете прочитать во второй части книги.

При несформированности структур второго блока мозга (информационного) нарушения внимания проявляются в виде невнимания к раздражителям определенной модальности. Так, при несформированности затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при несформированности височных отделов коры – акустического внимания. В этом случае ребенок, например, хорошо работает с "увиденным" материалом, но испытывает трудности, связанные с вниманием при восприятии информации на слух.

В случае дефицитарной работы структур второго блока страдают процессы восприятия и переработки информации. Ребенку трудно, например, отличить похожие значки или фигурки, найти отличия на картинках (зрительная модальность), услышать и понять инструкцию или рассказ (акустическая модальность).

При несформированности структур третьего блока мозга страдает функция программирования и контроля, так как одной из задач этих отделов является торможение реакции на любые побочные раздражители и сохранение направленного, программированного поведения. В этом случае ребенок, например, начинает выполнять предложенное ему задание, но лишь только в комнату входит другой человек или возникает еще какой-нибудь случайный раздражитель, ребенок тут же перестает выполнять начатое задание и переводит внимание на вошедшего. Эта повышенная отвлекаемость ребенка с недостаточной деятельностью структур третьего блока становится источником нарушений целенаправленного поведения. Ребенку трудно удержать внимание на выполнении одной деятельности, задания выполняются непоследовательно, с большим количеством импульсивных ошибок и отвлечений. Для таких детей характерно лучшее выполнение заданий в присутствии взрослого или под его руководством, так как взрослый в этом случае как бы берет на себя функцию недостаточно сформированных отделов.

Особенности нейропсихологического подхода к развитию внимания у детей

Нейропсихологическая диагностика способна выявить первопричину трудностей, определить как дефицитарный, недостаточно сформированный фактор, так и сильные звенья психического функционирования. Поэтому всегда важно обращаться к специалисту, который, исходя из данных диагностики, сможет квалифицированно организовать коррекционно-развивающую работу с учетом слабых и сильных составляющих познавательной деятельности ребенка.

Нейропсихологический подход дает возможность точного определения причин трудностей, связанных с невнимательностью ребенка, и правильно подобрать меры по их устранению.

Согласитесь, вы же не будете вызывать мастера по ремонту и настройке компьютера, если в квартире отключили электроэнергию. Однако часто, не зная причин, именно так мы и делаем, если это касается внимания ребенка. Вот простой пример.

Родители Антона (6,5 года) обратились к специалисту с жалобами на плохое внимание ребенка при выполнении заданий. Чтобы "развить" внимание, родители увеличивали количество заданий, различных развивающих программ, занимаясь с ребенком все больше и больше. Нейропсихологическая диагностика показала, что настоящая причина кроется в слабости энергетического фактора. Антон быстро устает, условно говоря, у него просто не хватает "сил" быть внимательным долго. В этом случае для изменения ситуации и устранения возникших трудностей необходимо не "тренировать внимание", что приведет к еще большему утомлению, а проводить курс общеукрепляющих процедур, направленных на повышение общей работоспособности, что непременно скажется и на процессе внимания.

Во второй части книги мы постарались подобрать упражнения и игры, направленные на развитие всех трех блоков мозга. В первом разделе представлены дыхательные упражнения, направленные на оптимизацию энергетических функций головного мозга, которые можно использовать в практике занятий только с учетом неврологических особенностей ребенка и только после согласования с невропатологом.

Повышение нейродинамики психических процессов – один из важнейших компонентов увеличения уровня внимания. Школьные программы, увеличиваясь и усложняясь из года в год, требуют от школьника все больших умственных затрат. Стабильность работы энергообеспечивающего блока головного мозга является необходимой как для формирования функций вышестоящих блоков, так и для полноценного осуществления ими интеллектуальных процессов.

Во втором разделе следующей части книги собраны игры и упражнения, направленные на развитие и формирование основных свойств зрительного и слухового внимания.

Третий раздел второй части книги посвящен играм и заданиям, направленным на формирование произвольности, умения следовать правилу, функций контроля за собственной деятельностью.

"Развивающаяся психика и формирующийся мозг ребенка необыкновенно пластичны и готовы к встраиванию разнообразных компенсаторно-развивающихся приемов, которые прежде всего направлены не на тренировку изолированных психических действий путем их "натаскивания", а на развитие основных нейропсихологических факторов, пронизывающих и одновременно центрирующих в себе системно связанные психические процессы" (Корсакова Н. К. 2002).

Секреты внимания

Вопросы активизации внимания школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем. Иногда бывает крайне трудно сосредоточить внимание ребенка на чем-то однообразном, неинтересном, но очень необходимом. Вы можете помочь своему маленькому ученику в этом, ведь вы знаете о внимании уже практически все, нам осталось лишь раскрыть некоторые секреты внимания, и тогда успех обеспечен.

Так что же делать и чего не делать? Что "любит" внимание, а что – нет?

Общее состояние здоровья ребенка напрямую сказывается на его внимании.

Важно вовремя обращать внимание на появление простудных заболеваний, насморка, аденоидов и т. д. так как это мешает полноценному дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и, как следствие, нарушению его нормальной работы. В этом случае родителям следует непременно обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность.

Одна из причин подлинной рассеянности внимания – перегрузка мозга большим количеством впечатлений.

В связи с этим, во-первых, важно следить за соблюдением ребенком режима дня.

Во-вторых, не стоит перегружать ребенка занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. так как изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности. А неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность и мешает учиться.

Развитие внимания у детей совершается не только в процессе обучения, но и в процессе воспитания ребенка в семье. Занимаясь воспитанием своего ребенка, помните, что решающее значение для развития внимания, да и личности ребенка в целом, имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и "отключение" внимания у ребенка.

Занятия ребенка должны быть хорошо и четко организованы.

Продуктивнее ребенок будет заниматься тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено для занятий (нет ничего лишнего, есть все необходимое), когда устранены все сильные посторонние раздражители (громко включенный телевизор, радио, магнитофон и т. д.). Но хотим оговориться, что это может быть очень индивидуально, поэтому важно найти наиболее благоприятный именно для вашего ребенка режим, ритм и внешние условия работы.

Наличие колебаний, отвлечения внимания, быстрая утомляемость детей требуют периодической смены видов деятельности.

К. Д. Ушинский писал:

"Заставьте ребенка идти – он устанет очень скоро, прыгать – тоже, стоять – тоже, сидеть – также устанет; но он перемешивает все эти деятельности разных органов и резвится целый день, не уставая. То же самое касается и учебных занятий детей…".

Однако не надо без нужды слишком часто менять виды работ, так как если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания. Кроме того, всякое переключение с одного вида занятий на другой связано с некоторыми трудностями (в частности, мешает концентрации внимания) и потерей времени.

Разнообразить работу можно не только сменой занятий. Когда вы объясняете ребенку материал, старайтесь сделать его изложение не монотонным и однообразным, а так, чтобы оно носило живой, динамичный характер. Например, можно выбрать форму "вопрос – ответ", тогда ребенок не просто слушает ваше объяснение, но и отвечает на ваши вопросы. Такая форма сильнее активизирует работу ребенка, лучше привлекает внимание, чем просто объяснение или рассказ. Если же изучаемый материал должен носить исключительно характер рассказа и его сложно облечь в другую, интересную для ребенка форму, то в данном случае все равно есть выход. Постарайтесь, чтобы ваша речь не представляла длинного однотонного монолога, вы, например, можете ставить вопросы, на которые сами и отвечаете. Тогда речь будет напоминать живую беседу и легче привлечет внимание вашего школьника.

Небольшой отдых (2–3 минуты), физкультминутка, дыхательные упражнения (при отсутствии медицинских показаний) полезно действуют на восстановление внимания детей.

В это время вы также можете проветрить помещение, где занимается ребенок.

Детям младшего школьного возраста необходимы разнообразные наглядные пособия, несложные по содержанию, но яркие по оформлению.

Важны все формы наглядности: предметная, изобразительная и словесная. Например, для объяснения деления числа на два можно демонстрировать целый ряд разных интересных ребенку кружков, макетов яблок, грибков, сделанных из бумаги или других материалов и т. п. Необходимо помнить, что длительное слуховое сосредоточение представляет значительно большую трудность для ребенка по сравнению со зрительным.

Большое значение для развития внимания имеет понимание маленьким учеником того, чему его учат.с

Если что-либо для него не ясно, внимание может ослабнуть. Но, с другой стороны, настойчивое повторение того, что ребенок уже хорошо понял, также ослабляет его внимательность.

Слишком легкая или слишком трудная работа плохо мобилизует внимание школьника.

Поэтому старайтесь давать ребенку такие задачи, которые требовали бы от него усилий, но были бы ему доступны.

Важно гармонично использовать как непроизвольное, так и произвольное внимание ребенка.

Если стремиться воспитывать только произвольное внимание, то процесс обучения будет связан с большим постоянным напряжением и, как следствие, станет для ребенка тяжелым, неинтересным трудом, лишенным всяких радостей. Но, с другой стороны, если своей целью поставить только интересность и занимательность, то есть привлечение непроизвольного внимания, то у ребенка не воспитаются необходимая выдержка и сила воли. Занятия с ребенком необходимо строить так, чтобы привлекать оба вида внимания, по возможности чередуя их, и вызывать послепроизвольное внимание.

Здесь важно отметить и тот факт, что для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания целесообразнее использовать только то, что связано с самим предметом обучения, так как привлечение ярких стимулов, не относящихся к изучаемому материалу, ведет скорее к рассеиванию, чем к сосредоточению внимания.

На умственной деятельности легче сосредоточиться, если подкрепить ее практическими действиями.

Например, чтение рассказа сопровождать конспектированием в виде зарисовки коротких мультфильмов. Или можно предложить ребенку объяснить какой-то сложный материал кому-то, кто этого не знает или не понимает, например, любимому плюшевому псу Рексу.

Необходимо помнить, что внимание можно и нужно воспитывать, оно должно поддерживаться рационально организованной деятельностью детей. Соответственно, главная роль здесь принадлежит нам, взрослым, рядом с которыми растет и развивается ребенок.

Будьте внимательны к своему ребенку!

Завершая теоретическую часть нашей книги, ниже мы приводим список литературы для тех читателей, которые хотели бы расширить и углубить свои представления о своеобразии такого психического феномена, как внимание.

Литература

1. Ануфриев А. Ф. Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2006.

2. Артемов В. А. Курс лекций по психологии. – Харьков: Харькове, 1999.

3. Ахутина Т. В. Пылаева Н. М. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5–7 лет. – М.: Теревинф, 2004.

4. Вейн А. М. Внимание человека. – М.: Просвещение, 1973.

5. Выготский Л. В. Развитие высших психологических функций. – М.: АПН, I960.

6. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.

7. Глозман Ж. М. Нейропсихология детского возраста. – М.: Издательский центр "Академия", 2009.

8. Занков Л. В. Внимание. – М.: ГУЛИ Мин. просвещения РСФСР, 1949.

9. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. / Под ред. Ж. М. Глозман. – М.: В. Секачев, 2006.

10. Истомина З. М. Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1978.

11. Корсакова Н. К, Микадзе Ю. В. Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

12. Корсакова Н. К. Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. – М.: Академия, 2007.

13. Левитов Н. Д. Психологические особенности младших школьников. – М.: Просвещение, 1989.

14. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.

15. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. – М.: Издательский дом "Академия", 2006.

16. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка. – М.: Просвещение, 1975.

17. Ляудис Н. В. Внимание в процессе развития. – М.: Вла-дос, 1991.

18. Мальцева К. П. Развитие внимания школьника. – М.: АПН, 1996.

19. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008.

20. Немое Р. С. Психология. В 3 книгах. – М.: Владос, 2007.

21. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии. – М.: Педагогика, 1984.

22. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П. Мещерякова Б. Г. – М.: Прайм-Еврознак, 2007.

23. Рибо Т. А. Недуги личности. – Минск: БелЭн, 2005.

24. Рогов Е. И. Скрипкина Т. П. Общая психология: курс лекций. – М.: Владос, 1995.

25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.

26. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Генезис, 2007.

27. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М.: Издательство Сфера, 2000.

28. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. – М.: Издательство Сфера, 2002.

29. Соболева А. Е. Емельянова Е. Н. Русский язык. Пишем грамотно. – М.: Эксмо, 2009.

30. Соболева А. Е. Емельянова Е. Н. Школьные перегрузки. Как помочь своему ребенку. – СПб.: Питер, 2009.

31. Соболева А. Е. Печак Е. Е. Математика. Считаем уверенно. – М.: Эксмо, 2009.

32. Сунцова А. В. Курдюкова С. В. Изучаем пространство. Лево-право, верх-низ, близко-далеко. – М.: Эксмо, 2009.

33. Сунцова А. В. Курдюкова С. В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста. – М.: Эксмо, 2009.

34. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.

35. Ушинский К. Д. Высшее педагогическое образование. – М.: Русская школа, 2005.

36. Чутко Н. Я. Развитие внимания школьника. – М.: Педагогика, 1992.

Часть 2. Игры и упражнения, направленные на развитие внимания ребенка

Скачать бесплатно сунцова изучаем пространство с нейропсихологом II

Вступление

Все материалы, представленные в этой части книги, носят игровой характер. В связи с этим перечислим некоторые плюсы игровой деятельности.

Игровая деятельность как никакая другая способствует снятию напряжения, страха того, что что-то не получится, способствует повышению мотивации. Она всегда связана с эмоциями, а эмоциональная вовлеченность обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга.

Игра, с одной стороны, происходит на непроизвольном уровне, потому что играть всегда весело, интересно, легко, это то, что нравится. С другой же стороны – всякая игра есть испытание воли, действие, подчиненное правилу, а значит, и способ сформировать произвольность.

Увлекательные задания и игры, собранные в этой книге, способствуют развитию не только внимания, но и памяти, воображения, речи, мышления, пространственных представлений.

В некоторых заданиях представлено несколько вариантов упражнений, которые расположены по степени возрастания сложности, поэтому выполнять их надо последовательно. Если ребенок легко справился с первым уровнем трудности, можете смело переходить к более сложным упражнениям. Также помните, что уровень развития внимания у каждого ребенка может быть разным: один ребенок в 7 лет может справиться легко с заданием, которое вызовет трудности у 10-летнего ребенка. Не требуйте от ребенка больше, чем он может на данный момент, и помните: то, что сегодня он может сделать только с вашей помощью, завтра сможет сделать самостоятельно.

В каждом задании инструкции разделены. Во "взрослой" (предназначенной для взрослого) части прописаны правила игры, основные виды помощи или, наоборот, усложнения задания, даны полезные советы и рекомендации. В "детской" части представлен игровой вариант, который поможет сделать выполнение задания более интересным и увлекательным для ребенка. Интерес – самый лучший стимул для занятий, он помогает ребенку развиваться по-настоящему творческой личностью и дает ему возможность получать радость от интеллектуальных занятий

Необходимые материалы для выполнения того или иного задания даны в цветной вкладке.

Многие задания построены в виде соревнования двух и более игроков. Если же вы занимаетесь с ребенком индивидуально, то роль второго игрока может выполнять сам взрослый или игрушка, которую он озвучивает. В некоторых случаях удобнее использовать игрушку как второго игрока: это создаст дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлеченность и уравняет силы игроков в восприятии ребенка.

Помните, что занятия с книгой должны вызывать у ребенка положительные эмоции. Превратите все занятия с ним в игру! Не перегружайте его заданиями, при первых признаках утомления лучше прервать занятия. Играйте, фантазируйте, пусть ваши занятия с ребенком превратятся в увлекательную игру, повторения которой ребенок будет ждать с нетерпением! Ориентируйтесь на личностные особенности ребенка и обязательно хвалите его за старания! Получайте удовольствие, играйте с улыбкой и хорошим настроением, будьте уверены в успехе, и у вас обязательно все получится!

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Секс видео отец и дочь бесплатно
Малолетки секс видео смотреть бесплатно
Видео гимн казахстана скачать бесплатно
Скачать бесплатно смешное видео без регистрации
Смотреть онлайн бесплатно смешные видео ролики