Разные / Мазанова коррекция артикуляторно

Приемы работы по устранению акустической дисграфии

Бородина Ольга Николаевна

I квалификационной категории

МОУ Георгиевской СОШ № 5

Приемы работы по устранению акустической дисграфии

Среди разнообразных нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является особое проявление речевой патологии, как нарушение фонемного распознавания.

Этот дефект речевого развития проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, 3-Ж, Б-П, Д-Т, Г-К и др. а также гласные О-У, Е-И).

Данные нарушения обычно выявляются при логопедическом обследовании детей. В устной речи небольшая недостаточность слуховой дифференциации звуков может компенсироваться смысловой избыточностью, а также за счет автоматизированных в речевом опыте моторных стереотипов, кинестетических образов слов. В процессе письма для правильного различения и выбора фонемы необходим тонкий анализ всех акустических признаков звука, причем этот анализ осуществляется во внутреннем плане, на основе следовой деятельности, по представлению.

Прежде чем выбрать методы и приемы коррекционной работы по устранению данного нарушения у детей, провожу тщательное обследование речи. При обследовании речи детей я использую следующие задания:

1) Повторение серий слогов и их запись.

заса саза саша шаса

жаша шажа зажа жаза

чатя тяча щача чаща

Серии из трех слогов


бапаба

пабапа

гакага

кагака

датада

датада

засаза

сазаса

цасаца

сацаса

сашаса

шасаша

жашажа

шажаша

чатяча

тячатя

  1. Исследование проводится с помощью картинок на слова-квазиомонимы
    (коса-коза, усы-ужи, сук-жук, мышка-мишка, плюс-плющ и т.д.) и их запись.

  2. Составление и запись предложений со словами-квазиомонимами.

Результаты обследования фонематического восприятия


Кол-во

обслед.

Нарушено восприятие

Свистящих, шипящих звуков

Звонких, глухих звуков

3

класс

10

4

6

Таким образом, в ходе первичного обследования выявляется степень нарушения фонематического восприятия у детей на письме. Данные результаты позволяют планировать дальнейшую коррекционную работу. Коррекционная работа проходит в 2 этапа.

На данном этапе ведется работа устного характера.

1. Узнавание гласного звука (на слух)

• В ряду других гласных. Если определенный гласный назван, учащиеся
должны поднять карточки со знаком "+", если нет — карточки со
знаком "-":

Уа, ауэ, оэ, аэо, иоу, уао

А) в ударной позиции:

окунь, узел, иглы, адрес, ожил, имя, ужин, охнул.

Б) в безударной позиции:

аптека, изюм, идут, ушли, арбуз, уборка, экран, эмблема.

• В середине слова. Определить наличие главного звука:

2. Вычленение гласного звука на слух

У зуб сом суп жук ток шил

• Из ряда гласных (в начальной позиции) поднять соответствующую букву:

Уиа, аио, эоы, оиу, иоа, ауэ.
• Из серии слогов с повторяющимся гласным:
Ул-ус-ук Ом-он-ор па-ка-на
Ар-аш-ан ах-ал-ас то-со-ло
Ил-ит-ис эх-эк-эт ру-ну-ту

• Из слова (в начальной позиции, под ударением) поднять
соответствующую букву:

Искра, армия, аист, очень, умный, издали, удочка, иволга.

• Из слова (гласный в середине слова, под ударением):
Пух, дочь, лил, рос, жук, кит, мыл, мышь, гусь.
3. Согласные звуки

• Рассмотрение артикуляции отдельных согласных звуков,
произношение которых доступно для всех учащихся.

4.Узнавание согласного звука (на слух)

• Начального звука в слове: поднять знак "+" или "-":

Мпарус, молоко, морковь, капуста, палатка, молоток, балкон.

П - крошки, пакет, колесо, палатка, ножницы, знамя, панама.

Ф - груша, фуражка, плоды, фасоль, природа, флакон, футбол.

Н - ноты, заботы, награда, газеты, приборы, начало, новость.

Т - кувшины, таблица, ладони, качели, тарелка, тайга.

• Последнего согласного в слове:

Фтрудный, крепость, шкаф, торф, жираф, костер, телеграф.

Т- кот, совет, сахар, пример, компот, привет, самокат, торт.

К — дом, стук, звон, паук, порошок, помидор, фартук.

• Согласного в середине слова:

Пслива, липа, крупа, топор, четверг, лопата, салат, капля.

М - рябина, комната, синица, лампа, труба, трамвай, клумба.

Ф - корка, кофта, муфта, лифт, таблетка, салфетка, сарафан.


  • Отобрать картинки, в названии которых содержится определенный
    согласный звук: в начале слова; в любой позиции.

  • Выборочный диктант слов.

5. Вычленение согласного звука (на слух)

  • Из серии слогов.

  • Из слова (в начальной позиции).

  • Вычленение последнего согласного в слове:
    Назвать последний согласный:

Куст, пел, сон, спор, суп, сыт, вес.

Добавить недостающую букву (одну из данных: X,Т, К).

С каждым полученным словом составить предложение:

Дописать недостающую букву. Диктуются слова без последнего согласного. Запись одними буквами (т, ш, л, к. ):

Самоле-, каранда-, самосва-, чуло-, пена-.

На данном этапе ведется работа дифференцированного характера. Дети делятся на две группы:

1 группа. Дифференциация свистящих, шипящих звуков (26 часов).

С-Ш – 5 ч. Ч- Т – 4 ч.

З-Ж – 5 ч. Ш-Щ – 4 ч.

Ч-Щ – 5 ч. Щ- СЬ – 3 ч.

В процессе работы были использованы следующие упражнения и игры:


  • Вычленить указанные согласные из слов в начальной позиции.

  • Сравнить по артикуляции (подчеркивается различие). Узнать изолированные звуки по беззвучному артикулированию.

  • Соотнести звуки с буквами с, ш. Дифференцировать их в слогах типа:

Ша – СА ша-са-ша

Шос суш


  • Сопоставить слова-паронимы по значению и звучанию, составить с ними предложения:

Споры-шпоры, басня-башня, сумел-шумел

  • Указать, из какого стихотворения взяты следующие строчки. Отметить в них слова, различающиеся лишь одним звуком:

Закричал он: "Что за шутки!

Еду я вторые сутки!

А приехал я назад.

А приехал в Ленинград!"


  • Записать слова в две колонки (по наличию с, ш):

Принес, пришил, шпалы, спали, краски, крошка.

  • Определить место звука в словах.

  • Изменить глаголы по образцу, отмечая чередование с-ш: а) устно – с перекидыванием мяча; б) письменно.

Образец: просить - я прошу.

  • Четко повторить.

  • Предложения для анализа и записи:

Шуршат сухие листья. Пастушок потушил костер. Слышу свист суслика

2 группа. Дифференциация звонких, глухих звуков (29 часов).

С-З – 5 ч. Ш-Ж – 5 ч.

П-Б – 5 ч. К- Г – 5 ч.

Д-Т – 5 ч. В- Ф – 4 ч.

• Вставь в предложенные слова букву В зеленым цветом, Ф -
синим. Записывая слова, проговаривай их вслух;

. олк,. утбол,. рукты, дере. о, крапи. а,. ишня.


  • Подчеркни букву В в ряду букв:
    Ровсчвповыврлгвгеввукв

  • Подчеркни букву Ф в ряду букв:
    ышфпафяфцукфбюфафяф

  • Назови и запиши первый звук в словах:

Слава, стакан, завод, спор, забота, загадка, сабля, скала, звон.

. блоко,. ашина,. абота, ка. ка, сли. ва,. зел,. илот.


  • Записать слова на букву Д.

  • Выписать из предложения слово со звуком "к":
    По лесу бегает косуля.

• Выписать слова со звуком "м", которые находятся в конце
слова:

Сом, пух, рот, ком, тир, стук, дом, паром, фара.


  • Написать слова, начинающиеся на звук "с".

  • Зрительный диктант.

  • Зрительно-слуховой диктант.

  • Исправь, где надо, ошибки:

Грус, замерз, паруз, исчес, срез, завязь, глас. • Тест. Выбери правильный вариант.


1

2

3

Коле. о

с

3

с

Гла.

с

3

3

Кре. ло

с

3

с

Голо.

с

3

с

Арбу.

3

с

3

Ответ: 3.


  • Вставь в тексте буквы д, т, объясни правописание этих
    слов.

  • Письмо по памяти.

  • Запиши слова, раскрывая скобки.

  • Выборочный диктант.

  • Предупредительный диктант.

  • "Проверь себя".

  • Блиц-контроль.

1) Воронеж, 2) ландыш, 3) шалаш, 4) еж, 5) этаж,

6) карандаш, 7) багаж, 8) пляж, 9) сторож, 10) душ. Самопроверка: Ж: 1.4,5,7,8,9111: 2,3, 6, 10.


  • Контрольный диктант.

  • Вставь слова, подходящие по смыслу.

  • Вставь нужные по смыслу слова:
    Открыл однажды.

В горе огромный. (крот, грот).

  • Работа с текстом.

  • Запись под диктовку.

  • Прочитай и замени букву Ч на С.

  • Выучи скороговорку и запиши по памяти.

  • Отгадай загадку и запиши отгадку.


  • игра "Угадайка" (на распознавание звуков);

  • игра "Узнай, кто это" (из первых букв сложить слово);

  • игра "Последний звук" (Вычленить последний звук в слове);

  • игра "Кто дальше" (деление слов на слоги и звуки);

  • игра "Кто быстрей" (составить как можно больше слов на определенный
    звук);

  • "Звук и буква" (определить соответствие звуков и букв в слове);

  • "Игра в кубик" (на определенную букву составляется слово или
    предложение со словом из конкретного количества букв);

  • "Слово-загадка" (отгадать слово на определенную букву из конкретного
    количества букв);

  • "Цепочка слов" (дом-мох-хор-рысь и т.д.);

  • "Составь слово" (из заданного слова нужно составить как можно
    большее количество слов);

  • Ребусы;
    - Кроссворды;
    - Логопедическое лото.

Для успешного развития фонематических процессов полезно с первых занятий привлечь внимание детей к работе артикуляционного аппарата. С этой целью в начальном периоде занятий рассматриваю в общих чертах артикуляцию отдельных согласных, произношение которых не страдает у

школьников-логопатов. При этом выделяю наиболее выразительные, характерные артикуляционные признаки звука.

В своей работе помимо перечисленных видов упражнений я использую методические материалы по данной проблеме Л.М.Козыревой, "Уроков логопеда" Н.С.Жуковой, И.Н.Садовниковой.

Результаты обследования на конец первого полугодия показывают эффективность данной системы работы по коррекции письма при акустической дисграфии у детей КРО.