Движки сайтов / Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие - файл n1.doc

Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие
скачать (2193.7 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc 2194kb. 21.10.2012 17:46 скачать
    Смотрите также:
  • Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии (Документ)
  • Доклад - Безопасность выполнения физических упражнений с детьми дошкольного возраста. Оздоровительные технологии в условиях ДОУ (Реферат)
  • Курсовая работа по Управлению дошкольным образованием Современный руководитель ДОУ (Курсовая)
  • Иванова О.Г. Орлов В.В. Радченко И.М. Сабурова А.В. Подготовка мультимедийных материалов (Документ)
  • Потапова В.Т. Беседы о профессиях 4-7 лет (Документ)
  • Борозинец Н.М. Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие (Документ)
  • Потапова В.Т. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет (Документ)
  • Виландебекрк А.А. Шубина Н.Л. Новые технологии оценки результатов обучения (Документ)
  • Устинов И.Ю. Методика работы командира по поддержанию правопорядка и укреплению воинской дисциплины: Учебно-методическое пособие (Документ)
  • Тренинг с родителями в ДОУ - Психология взаимоотношений взрослого и ребенка (Документ)
  • Костин В.И. Основы технологии производства асфальтобетонных смесей (Документ)
  • Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе (Документ)

Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу I Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу II Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу III Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу IV Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу V Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу VI Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу VII Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу VIII Скачать бесплатно гаврючина здоровьесберегающие технологии в доу IX
УДК 373 ББК 74.100.5 Г12

Г12 Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 160 с. (Здоровый ма­лыш). 18ВЫ 978-5-89144-798-1

УДК 373 ББК 74.100.5

18ВЫ 978-5-89144-798-1 © ООО "ТЦ Сфера", 2007

От состояния здоровья детей во многом зависит благополу­чие общества. В последнее десятилетие во всем мире намети­лась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некаче­ственная вода, накапливающиеся раздражения в обществе, связанные с неудовлетворительным экономическим положе­нием, — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействую­щие на здоровье дошкольника.

Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтерна­тивных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и прак­тической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Основная форма валеологического воспитания детей ранне­го и дошкольного возраста — разные виды интегрированных занятий (приложения 1—2). Воспитатель должен подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные мето­ды: музыкальные, изобразительные, хореографические, физ­культурные, художественные, литературные й др.

Организация занятий по воспитанию и формированию, со­хранению и укреплению здоровья детей предусматривает ак­тивную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей и воспитателя (приложение 3).

Результатом обучения и воспитания дошкольников явля­ются новые знания, которые сразу можно использовать в прак­тике повседневных жизненных ситуаций.

Планирование задач удобно проводить по следующей схеме:


  • формирование знаний о здоровье и здоровом образе жизни;

  • воспитание бережного и заботливого отношения к свое­му здоровью и здоровью окружающих;

  • развитие мотивационных установок по профилактике болезней, в том числе выявление особенностей нервно-психического здоровья и развития детей;

  • совершенствование практических навыков здорового об­раза жизни.

Цели предполагают разностороннее и гармоничное разви­тие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здо­ровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укреп-

ление психического здоровья детей и обеспечение их психо­логической безопасности. Задачи:


  • культивировать и воспитывать у детей осмысленное от­ношение к физическому и духовному здоровью как еди­ному целому; расширить на этой основе адаптивные воз­можности детского организма (повышение его жизнен­ной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

  • закрепить отдельные оздоровительные меры в виде кон­стантных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводиться в режиме саморазвития;

  • формировать психическую (произвольную) регуляцию жизненных функций организма путем развития твор­ческого воображения;

  • воспитывать у ребенка способности к самосозиданию — "творению" собственной телесной организации в прием­лемых для него формах;

  • помочь детям овладеть доступными навыками самовра­чевания (психологической самокоррекцией), прививать чувство психологической взаимопомощи в экстремаль­ных ситуациях;

  • способствовать развитию познавательного интереса к сво­ему и чужому телу, его возможностям.

Программа включает в себя пять основных направлений.

1. Воспитательная и оздоровительная направленность об­
разовательного процесса:


  • работа с детьми раннего возраста (от 1 до 3 лет);

  • уроки здоровья для дошкольников (от 3 до 7 лет).

2. Физическое развитие и оздоровление детей:

  • закаливание;

  • точечный массаж;

  • игры, которые лечат;

  • дыхательная гимнастика;

  • организация двигательного режима.

3. Лечебно-профилактическая работа:

  • лечебная физкультура;

  • лечебный массаж;

  • физиотерапия;

  • витаминотерапия и фитолечёние.


  1. Работа с родителями.

  2. Обеспечение психологического благополучия:


  • занятия "Здравствуйте, дети";

  • коррекционно-развивающая работа для детей с наруше­ниями речи;

  • музыкотерапия.

Программа имеет четкую структуру, каждое направление подробно описано, определены задачи, направленные на со­хранение и укрепление здоровья детей. Это позволит преодо­левать узкомедицинский и узкопедагогический подходы к вос­питательной и оздоровительной работе. В нашем Центре раз­вития ребенка "Айболит" детского сада № 68 это нашло выражение в следующем:

  • составление адаптивных образовательных и воспитатель­ных программ с учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей;

  • организация предметно-пространственной среды, разви­вающей ребенка;

  • освоение технологий личностно-ориентированного взаи­модействия с детьми;

  • создание учебно-воспитательного комплекса, оборудован­ного для занятий с детьми раннего возраста;

  • введение в образовательно-воспитательную программу валеологических аспектов;

  • создание условий для самореализации ребенка и обеспе­чение его психологической безопасности.

Оздоровительная и воспитательная направленность обра­зовательного процесса в нашем дошкольном учреждении вклю­чает следующие мероприятия:

  • лечебную физкультуру, массаж, водные процедуры, спе­циальные оздоровительные игры;

  • арома- и фитотерапию путем подбора специальных рас­тений и цветового решения интерьера;

  • работу с природными материалами (глиной, песком, крас­ками);

  • музыкальную терапию (регулярно проводимые музыкаль­ные паузы, игры на музыкальных инструментах, исполь­зование музыки по утрам в момент прихода малышей в детский сад, для пробуждения после дневного сна).

При разработке здоровьесберегающих технологий мы ори­ентировались на концепцию "валеологически обоснованного образования", согласно которой следует проводить воспита­тельную и оздоровительную работу в детском саду, а также комплексную программу "Подари здоровье детям".

Автор благодарит педагогов З.Н. Волкову, Е.М. Болдыре­ву, С.А. Константинову, Л.В. Пилюгину, Л.И. Иванушкину за помощь в создании данного пособия.

Работа с детьми раннего возраста Второй год жизни

Я пришел в детский сад


  • Какое настроение преобладает: бодрое, уравновешенное, раздражительное.

  • Какой аппетит у малыша, что любит есть, от какой пищи отказывается.

  • Как засыпает: быстро, медленно, спокойно, беспокойно.

  • Владеет ли навыками опрятности: просится на горшок, тя­нет руки к воде при умывании, умеет пользоваться полотенцем, не сосет пустышку, вытирает нос платком, пьет из чашки.

  • Интересуется ли игрушками, предметами.

  • Проявляет ли интерес к действиям взрослых.

  • Охотно ли вступает в контакт с детьми и взрослыми.

Я расту. Вот уж два годочка

  • Учить ребенка игровым действиям или же самому ре­шать игровую ситуацию (кормить куклу, если рядом посуда; строить гараж, если под рукой кубики).

  • По просьбе взрослого или из подражания приучать к уча­стию в сюжетной игре, например, баюкать куклу, укладывая ее спать.

  • Играть с кубиками, сооружая знакомые постройки: до­рожку, забор, диван.

  • Учить ориентироваться в трех-четырех цветах, распозна­вать вес, фактуру предметов (тяжелый, легкий, твердый, мягкий).

  • Учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

  • Побуждать малыша самому раздеваться и одеваться, знать место одежды и обуви.

  • Приучать мыть руки, умываться, пользоваться носовым платком, вытирать руки и лицо.


  • Формировать навыки поведения за столом: есть аккурат­но, не обливаясь.

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве: ме­нять ходьбу на бег, подпрыгивать, подниматься и спускаться по лестнице.

Мои первые слова

  • Учить использовать в речи законченные предложения.

  • Побуждать к употреблению предлогов, прилагательных, местоимений.

  • Учить отвечать на вопросы.

  • Приучать договаривать четверостишия, подпевать потешки.

  • Формировать у ребенка представление о человеке.

  • Учить показывать и называть детали лица (губы, зубы, язык, лоб, щеки, уши и др.) и тела (руки, ноги, спина, живот).

  • Побуждать давать оценку себе: "я — хороший", "я — большой".

  • Приучать говорить вежливые слова: "до свидания", "спа­сибо", "здравствуйте".

Я и мои чувства

  • Учить выражать чувства мимикой, взглядом, жестами, тоном, позами.

  • Приучать обозначать словом свои эмоциональные состоя­ния (смеюсь, боюсь, замерз).

  • Учить проявлять сдержанность: не кричать в обществен­ных местах, спокойно переходить улицу со взрослым, не бе­гать по тротуару, не драться, не ломать, не отнимать и др.

  • Побуждать играть рядом со сверстниками одними игруш­ками.

  • Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Месяц

Тема

Занятия, игры

Адаптационный период

1

2

3

Сентябрь

"На нашем дво­ре"

"Листопад", "Найди свой домик", "Дождик", "Большие и маленькие ноги", "Оденем Бура-тино"

Октябрь

"Прогулка в парк"

"Цветные дорожки к домикам кукол", "Поймай водичку", "Наша Таня", "Игры с зонтиком"


6

7

Окончание табл,


1

2

3

Ноябрь

"У нас гости"

"Кукла Лена обедает", "Веселые гномы", "Кук­ла Маша пьет чай", "Зайка серый умывается"

Декабрь

"Новый год"

"Снег, снежок", "У нас в гостях Снегурочка", "Поймай снежинку", "Елочка, зажгись"

Январь

"Зимние забавы"

"Оденем куклу на прогулку", "Попади в кор­зинку"

Февраль

"Птицы и звери зимой"

"У кормушки", "К зайке в гости", "Где спит медведь?"

Март

"Весна-красна"

"Кап-кап-капель", "Тонет— не тонет", "Зай­ка серый умывается"

Апрель

"Транспорт"

"Мы едем, едем, едем. ", "Самолет", "Уга­дай, что урчит?", "Нам на улице не страшно"

Май

"Овощи и фрук­ты"

"Кто что ест?", "Огуречный хоровод", "Тру­долюбивые муравьи", "Есть у нас огород"

Третий год жизни

Я познаю мир


  • Учить ориентироваться в семи цветах спектра, рисовать и объяснять, что рисует (солнышко, дождик, дорожку и др.).

  • Учить лепить несложные формы, раскатывая комочки глины, пластилина в ладонях.

  • Упражнять в составлении картинки из двух частей, в определении на ощупь знакомых геометрических фигур, под­боре мозаики к несложному рисунку, подражая действиям взрослых.

  • Учить произносить сложные предложения, рассказывать сказку по картинке.

  • Учить задавать вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?" и др.

  • Побуждать отвечать на вопросы, называя животных и их детенышей, предметы быта, одежду, посуду, растения и т.д.

  • Упражнять в разучивании стихов, песенок, сказок.

  • Развивать наблюдательность, внимание, любознатель­ность.

  • Учить отличать и называть людей по принадлежности к определенному полу, возрасту (мальчик, девочка, дядя, де­душка, тетя, бабушка).

  • Учить называть части тела человека: голова, шея, спина, живот, руки, ноги, пальцы.


  • Знать назначение этих частей: глаза смотрят, уши слу­шают, ноги ходят и др.

  • Малыш должен быстро отвечать на вопросы: "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", знать свою фамилию, называть имена своих родителей.

Я учусь играть

? Учить осознавать свою роль в игре (мама, врач, зайчик

и т.п.).


  • Побуждать играть вместе с другими детьми, проявлять инициативу, сопровождать свои действия словами.

  • Учить фантазировать, передавать словами, жестами, ин­тонацией содержание сказки, песенки.

  • Формировать умение пользоваться ролевой речью: гово­рить за себя и за куклу.

  • Воспитывать правила культурного поведения: играть вместе, дружно, не драться, не ссориться, делиться друг с другом игрушками.

  • Воспитывать умение сопереживать, сочувствовать тому, кто плачет, пожилому человеку, учить бережно относиться к животным, растениям, подражая действиям взрослых.

  • Заинтересовать малыша музыкой, пением, подвижными

играми.

  • Развивать способность двигаться под музыку: кружить­ся, хлопать, топать.

  • Учить настороженно относиться к незнакомым живот­ным и растениям, отдельным людям, быть внимательным на улице и дома, понимать значение слов: "можно", "нельзя", "опасно".

Я уже большой

  • Учить малыша самостоятельно одеваться, раздеваться и складывать свою одежду.

  • Совершенствовать способность выполнять два-три пору­чения: отнеси, поставь, закрой и др.

  • Учить правилам поведения за столом.

  • Упражнять в выполнении гигиенических навыков: мыть руки с мылом, умываться, пользоваться полотенцем, приче­сываться.

  • Воспитывать правила хорошего тона, быть вежливым.


  • Развивать умение прыгать, бегать, бросать и ловить мяч.

  • Развивать координационные способности, чувство равно­весия.

  • Формировать положительное отношение к труду.


8

9

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ


Месяц

Тема

Заняпие, игры

Сентябрь

"Здравствуй, осень!"

"Веселые капли", "Мы идем на прогулку", "Песочек в ладошках"

Октябрь

"Осень в лесу"

"Зайка делает зарядку", "Носовой платочек Мишки-топтыжки", "Лесной доктор", "Уга­дай, на чем играю?", "Волшебные очки"

Ноябрь

"Унылая пора"

"Есть ли у дождика ножки?", "Поймай водич­ку", "Научим Василька не болеть", "Моя се­мья"

Декабрь

"Зима во дво­ре"

"Снеговик", "Палка, палка — огуречик, полу­чился человечек", "Кукла Ляля хочет спать, положи ее в кровать", "Нарядим елку!"

Январь

"У нас гости"

"Аккуратные зайчата", "Кукла Оля обедает", "Здравствуй, Карлсон!", "Наши подарки", "Оденем Машу после сна", "Сундучок со сказкой"

Февраль

"Зимние заба­вы"

"Ледовая лужица", "Игрушки заболели", "На дворе мороз и ветер", "Найди свой домик", "Крепкие ручки"

Март

"Звенит ка­пель"

"К бабушке в деревню", "Постираем кукле платье", "Куклы вышли погулять", "Комната для Кати"

Апрель

"Весна"

"Доброе утро!", "Совочек-дружочек", "Язык, язычок", "Чаще мойся, воды не бойся!", "Солнце и дождик"

Май

"Животные весной"

"Кто что делает?", "Огонек-уголек", "Раз — шажок, два — прыжок", "Добрый доктор Ай­болит", "Раздувайся, пузырь"

,4

Уроки здоровья для дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Мой организм


  • Как устроен человек.

  • Что отличает человека от животного.

  • Глазки-подсказки.

  • Гимнастика для глаз.

  • Зачем человеку нос.

  • Упражнения дыхательной гимнастики.

  • Что я могу делать руками и ногами?*

  • Как человек ест.

  • Зубы и правила ухода за ними.

  • Артикуляционные упражнения.

  • Ручки-хватучки.

  • Правила ухода за руками.


  • Пальчиковая гимнастика для рук.

  • Кожа — наша броня.

  • Гигиена кожи и одежды, которую носит человек.

  • Как работает сердце и где оно находится.

  • Зачем мы спим?*

Кто я?

  • Палка, палка, огуречик — получился человечек*.

  • Мое имя.

  • Сколько мне лет.

  • Я — мальчик, я — девочка.


  • На кого я похож.

  • Тайна моего рождения.

  • Все растет, и я расту.

  • Мои мама и папа, их имена, профессии.

Я и мои друзья

  • Называет имена своих друзей.

  • Вежливость на каждый день*.

  • Хорошо, что мы разные.

  • Давайте познакомимся*.

  • Учимся дружить.

* Занятия, отмеченные звездочкой, даются в приложении 1.

11


  • Не будь жадиной!

  • Мои любимые игрушки.

  • В гостях у сказки.

  • Уроки добра.

  • Словарь вежливых слов.

  • У страха глаза велики.

  • Не будь плаксой!

Советы Неболейки

  • Что такое хорошо и что такое плохо.

  • Всегда и везде вечная слава воде!*

  • Правила закаливания: сон в трусиках и маечках, ходьба босиком, проветривание и т.д.

  • Откуда берутся болезни?

  • Не пейте сырой воды!

  • Значение физических упражнений и спорта.

  • Солнечные и воздушные ванны на свежем воздухе.

Безопасность на каждый день

  • Опасные предметы вокруг меня (бытовые приборы, спич­ки, острые предметы и т.п.).

  • Ядовитые грибы и растения.

  • Правила уличного движения.

  • Я — пассажир, я — пешеход.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

  1. Как человек стал человеком? С чего все началось? Что отличает современного человека от древнего?

  2. Моя семья. (Мое имя, имена моих родителей, семейные праздники.)

  3. Как я устроен? Палка, палка, огуречик — получился человечек.

  4. Мы все похожие и разные. Мальчики и девочки.

  5. Глазки-подсказки. Как помогают мне глаза? "Защитни­ки" глаз. Гимнастика для глаз.

  6. "Нюх-нюх". Мир запахов. Для чего служит нос?

  7. Практическое занятие. Дыхательная гимнастика "Лю­бимый носик".

  8. Мой ротик. В гостях у королевы Зубной щетки.

  9. Что я могу делать руками и ногами? Раз — рука, два — нога, без них — никуда. Ловкость рук. Быстрота ног.

10. Главная одежда человека. Кожа — броня. Для чего слу­жит кожа?


  1. Живой моторчик внутри меня. Почему сердце стучит?

  2. В гостях у Мойдодыра. Для чего нужны мыло, мочалка

и полотенце.

  1. Зачем мы едим? Внутренняя кухня человека.

  2. Как вести себя за столом.

  3. Зачем мы спим? Что надо и не надо делать перед сном?

  4. Если хочешь быть здоров — закаляйся.

  5. Не будь плаксой! Мое настроение.

  6. Природа — наш дом.

  7. Зимние игры на свежем воздухе. В стране "ватных оде­ял и куталок".

  8. В стране поющих светофоров.

  9. Если один дома. Опасные предметы.

  10. Давайте познакомимся.

  11. Уроки доброты.


  1. Вежливость на каждый день.

  2. Привычки: полезные и вредные.

  3. Откуда берутся болезни? Как уберечься от микробов?

  1. Правила поведения на улице, в транспорте. Я — пасса­жир, я — пешеход.

  1. Солнце — источник жизни на Земле. Как правильно

загорать.

  1. Всегда и везде вечная слава воде!

  1. Нужные и ненужные лекарства. Встречи с Таинствен­ным Незнакомцем.

  1. Мои любимые игры и игрушки. Практическое занятие.

  1. Путешествие в мир прекрасного. Практическое занятие "Веселая гимнастика".

  1. Дыхательная гимнастика на свежем воздухе.

  2. В гостях у лесовичка. Ядовитые растения и грибы.

35. Домашние животные: забота о них и уход. Польза для

36. Занятие-театрализация "Если хочешь быть здоров!".
Показатели валеологического образования и воспитания

детей младшей группы:


  • называют части тела человека;

  • знают названия гигиенических процедур и самостоятель­но выполняют их;

  • используют названия для различия человеческого пола (мужчина, женщина, мальчик, девочка);

  • отличают свое состояние: "больной", "здоровый";

  • доброжелательно относятся к взрослым и сверстникам;

  • отрицательно относятся к вредным привычкам;

  • знают правила поведения на природе.

14

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Я — человек

? Главное чудо света — человек.

? Основные части тела человека: голова, туловище, руки,
ноги, глаза, нос и т.д.

? Как помогают глаза.

? Человек в мире запахов: приятных и неприятных.

? Приятные и неприятные звуки.

? Мой ротик, значение зубов и их гигиена.

? Что может человек делать руками и ногами.

Скачать видео бесплатно чс природного характера
Смотреть видео про животных приколы бесплатно
Собаки трахают баб смотреть видео бесплатно
Дом в конце улицы скачать mp4
Смотреть секс видео с малолетками бесплатно